23 декабря 2012 г.

Мишу или Деревенские подарки под Рождество

Времени сейчас катастрофически не хватает - вроде бы готовишься к праздникам заранее, но как всегда в последние дни почему-то цейтнот. Но о Мишу найду минутку рассказать! :)))

Как я уже не раз говорила, соседи у нас -  народ приличный, все живут на приличном расстоянии:)  И со всеми у нас приличные отношения. Но вот Мишу и ее семья - это больше, чем просто соседи. Причем все здесь так и говорят - Мишу и ее семья, а не как-то иначе.

Вообще-то ее зовут Мишель, но она это имя не любит и просто не откликается на него,  а Мишу (с ударением на последний слог, как всегда у французов) - это уменьшительное от Мишель.
Для меня Мишу - настоящая француженка, именно так я их себе и представляла всегда: маленькая, тоненькая, очень живая, улыбчивая и веселая. А какие у нее глаза! Большие и черные-черные! И есть в ней то особенное, что отличает настоящих француженок от всех остальных женщин. И это особенное не могут скрыть даже халаты и резиновые сапоги. А уж когда она наряжается для праздника и надевает шляпку - ее можно запросто снимать в любом фильме о Франции как ее яркую представительницу.

И речь идет вовсе не о молоденькой девушке или женщине. Я не знаю, сколько ей точно лет, но ее старший сын немного старше меня :) Так что за 60 - это наверняка, хотя выглядит она много моложе.

Мишу приезжая здесь. И неважно, что замуж она вышла сюда более сорока лет назад и с тех пор так и живет тут. Для местных старожилов она всегда будет приезжей и не своей. Тем более, что она бигорка :) Об этом я уже тоже упоминала - о сопернических отношениях, уходящих в глубокую историю,  между двумя территориями, Бигором и Арманьяком (наша деревня находится как раз на границе между ними, но мы арманьячные:)))

Смешно, конечно, но это древние традиции, и старики еще придерживаются их, вот и Мишу, в пору своей молодости, столкнулась если не с враждебностью, то с непринятием. Поэтому она не ходит по гостям, но очень любит, когда к ней заглядывают на огонек. Ну по крайней мере, это она мне так объясняла, когда я попервости пыталась заполучить ее к нам в гости  :) Так у меня ничего с этой затеей и не получилось, хотя ее сын у нас завсегдатай, они с Марком старые приятели.

Мишу - настоящий деревенский житель, она держит поросят,  у нее есть гуси (и к Рождеству они откармливаются для фуагра), сажает огород, но не какие там глупости, а то, что принято здесь сажать - томаты, кабачки, фасоль, чеснок, лук-порей, баклажаны, тыкву (с меня она только смеется, когда я ей рассказываю о том, что арбузы у меня что-то в этом году не особенно удались, или что дынную грушу просто не знаю, куда девать, что-то она нам не очень понравилась на вкус :))))

Мишу свято придерживается деревенских обычаев. Поэтому каждый год перед Рождеством мы становимся обладателями хорошего куска домашней свинины и кровяной колбасы, boudin noir по-местному.  Я по незнанию пыталась сначала заплатить за все это, но Мишу наотрез отказалась, объясняя, что так всегда делалось в деревне, где она родилась,  - если забиваешь поросенка, с соседями надо обязательно немного поделиться. (Хорошо все-таки, что у нас такие деревни - соседей раз, два и обчелся, а то иначе  с такими традициями от поросенка ничего бы и не осталось хозяевам!)
А еще Мишу на раз управляется с трактором, настоящим, большим, а не какой там тарахтелкой-газонокосилкой. Для меня это вообще высший пилотаж!

8 комментариев :

  1. :) ну прям настоящая украинская женщина ( в хорошем смысле слове) мама мужа тоже забивая поросенка раздает соседям, меня это всегда поражало. Но видно это какая то деревенская традиция.
    Интересный рассказ.Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, а мне на ум приходит всегда "коня на скаку остановит..." :)Она это сможет, точно, и еще много чего, как и наши женщины. Вообще, мне кажется, что такие сельские жители - это основа любой страны, случись что, именно они вытянут по всем фронтам.

      Удалить
  2. И я тоже самое подумала, что и Анна. На Украине тоже принято так угощать, когда режут поросенка.И Хэрриот писал о такой традиции в деревнях Йоркшира. Наверное, это традиция которая позволяла в деревне выживать в более сложные , чем нынешние времена.
    И рассказ интересный ,Ирина, расскажи еще что-нибудь о местных традициях и обычаях, о людях, чем живут чем занимаются. И в чем была суть соперничества, что оставило такие глубокие воспоминания?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирин, да как всегда в основе соперничества - борьба за территории, за власть, за статус :) Род Арманьяков еще с Гастоном Фебусом во враждебных отношениях находился. И даже крестьяне были втянуты в эти дрязги, причем настолько, судя по всему, что у них это чуть ли не на генном уровне осталось, вплоть до середины прошлого века, и это после стольких революций и демократизации! :)
      Что касается местных традиций, то с этим сложнее. Деревня наша, как она была раньше, больше не существует - коренных жителей, носителей обычаев, осталось очень мало, в основном это теперь приезжие, из городов (как свекры), которые на пенсии хотят простора, уединения. Покупают землю, строят современные дома :)
      Но в любом случае, если что-то найду интересное, обязательно поделюсь!:)

      Удалить
    2. Ошалеть можно... Воистину "паны дерутся, а у холопов чубы трещат", все корнями аж в средневековье уходит, и такое живучее оказывается, ведь действительно сколько кардинальных перемен уже в стране случилось!
      Жаль, похоже французская деревня , как и российская тихо мирает. Печально.

      Удалить
    3. Так ведь настоящие крестьяне - это самая консервативная (да что там уже, самая упертая!:))часть общества. Привычки для них - это их все. И они холят и лелеют их на протяжении веков.
      Но они же и хранители традиций и обычаев. Поэтому жалко, что потихоньку (а в последнее время уже и не потихоньку совсем)они сдают свои позиции. И с каждым годом все больше.
      А деревня, настоящая, да, умирает. Наша вот уже скорее дачный поселок напоминает, только что люди живут тут не только летом.

      Удалить
  3. Очень интересно! И блог,и статьи.Спасибо.Буду чаще заглядывать.

    ОтветитьУдалить