5 ноября 2011 г.

Факты и цифры

Я обещала рассказать про французскую школу. Хотела просто поделиться впечатлениями, своими, дочкиными. Потом подумала и решила, что найдутся люди, которые мне не поверят, скажут, что выдумываю, что сгущаю краски, что такого в европейской школе быть просто не может. Поэтому покопалась в почте и нашла вот это обращение к родителям, которое нам прислали наши знакомые.

Оно на французском, естественно. Я перевела основное, главное. Как раз то, что дает общее представление о французском образовании. Чтобы потом мои рассказы не казались глупой выдумкой.

« С 1980 года расходы на образование повысились на 60 миллиардов евро в то время, как число учеников уменьшилось на 600 000.
И если в школах сейчас есть проблемы, то связны они в первую очередь с программами, с навязываемыми методиками преподавания, и бессмысленными педагогическими нововведениями.

Но профсоюзы все сводят к вопросу финансирования, их уже не заботит ОБРАЗОВАНИЕ детей. За 40 лет они нанесли большой ущерб как национальному образованию, так и преподавателям.
И главные жертвы такой политики, конечно же,  дети.

При помощи забастовок, манифестаций, других способов давления синдикаты добились ежегодного увеличения бюджета для Национального образования. Большинство преподавателей и родителей считают, что это положительно сказывается на преподавании. Что эти деньги улучшают уровень обучения.
На самом деле деньги тратятся на содержание 126 915 чиновников, не работающих в школах, т.е. « администрации » нац.образования, сидящей в конторах и в глаза не видевшей учеников

Поэтому финансирование  является приоритетным вопросом для профсоюзов.

С тем количеством учителей, которое есть на данный момент, в классах должно быть не более 14-ти учеников. На самом деле классы переполнены. Почему так получается ? Причина – в  плохом управлении кадрами, расписаниях уроков, опциях…. И особенно в том, что тысячи учителей пользуются своим правом быть освобожденными от преподавания потому, что они занимаются  профсоюзными делами.

Сейчас синдикаты призывают к забастовке, так как министр образования сокращает в этом году 16 000 рабочих мест для учителей, в следующем году предусмотрено сократить еще  столько же. Но простая математика говорит, что, чтобы прийти хотя бы к 16 ученикам на одного учителя, надо продолжать эти сокращения до 2018 ( !) года.
Таким образом, « нехватка учителей », оправдывающая забастовки и понижение уровня образования, ни что иное, как простое алиби, придуманное профсоюзами , чтобы скрыть свою некомпетентность.

Они не перестают поощрять разные эксперименты в обучении, принимая наших детей за подопытных животных, а учителей за флюгеры, подчиняющиеся их воле.

Многие родители думают, что даже если не все идет, как надо, французская школа работает неплохо по сравнению с другими странами.
Да, она работала так до начала 90-х годов.
А с 1995 уровень нашей школы  падает со скоростью, вызывающей беспокойство.  Речь идет не только о школах в проблемных кварталах, нет, это верно для всех школ в целом. Об этом говорят следующие цифры :

-         30% учеников после 18 лет образования плохо читают. То есть ежегодно 240 000 молодых выпускников с трудом могут прочитать дорожные указатели или инструкции к бытовым приборам
-         в течение последних 15-ти лет принимающим экзамен (BAC) даются указания завышать оценки ученикам. Это единственный способ для поддержания на прежнем уровне количества бакалавров, который нашла система нац. образования. Поэтому диплом о среднем образовании не имеет больше никакого веса при поиске работы.
-         Если дать диктант экзамена по фрацузскому языку за 1975 год нынешним выпускникам, половина из них получили бы за него 0/20.
-         Математика как предмет, которая когда-то была сильной стороной нашего образования, находится сейчас в беспрецедентном кризисе. »

В заключении предлагается подписать петицию в поддержку следующих требований :

"-         дать возможность детям учиться читать, писать и считать, используя проверенные методики обучение
-         упразднить единый коллеж
-         вернуться к настоящему бакалавриату (то есть экзамен должен проходить строго, без поблажек)
-         гарантировать качественное профессиональное преподавание."

Да, неладно что-то в Датском  Французском королевстве…

18 комментариев :

  1. Я тебе верю. Когда мы жили во Франции, я общалась с девочками, у которых есть детки. Так вот у меня сложилось очень плохое впечатление об их школьном образовании. Ни тебе домашних заданий, на некоторых уроках они не понятно чем занимаются и то, что наши дети учат в 3 классе, они учат гораздо позже.
    Если такое происходит во Франции, что же тогда говорить об Италии...

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, мамочки!Как грустно.Но спасибо Ирина за Ваш рассказ. Но печальнее всего, что схожие процессы идут в России и на Украине. Причем в последней гораздо быстрее.А в России радует то, что находятся люди которые предупреждают о последствиях подобных действий и требуют изменений, вот только будут ли они. Похоже объединение заинтересованных родителей с целью дать своим детям образование единственный выход.

    ОтветитьУдалить
  3. Ой, Ален, ты знаешь, дочка начальную школу закончила в России. Так она потом здесь 2 года баклуши била, потому что все, что они проходили на тот момент, она уже знала из начальных классов. Это, конечно, дало ей возможность подтянуть в спокойной обстановке французский, но... как-то ненормально это на мой взгляд.

    ОтветитьУдалить
  4. Вы правы, грустно становится, когда у детей нет возможности получить нормальные знания. А про Россию я знаю хорошо - я 12 лет отработала в нашей школе.:) И, действительно, в такой ситуации надо начинать родителям как-то действовать. И мне кажется, русские родители быстрее что-то сделают, тогда как здесь... вот даже не знаю...

    ОтветитьУдалить
  5. Да,уже делаем.Опчлачиваем курсы, репетиторов, если сами знаем какие-то предметы, то занимаемся с детьми и своими и соседскими,я во всяком случае так делаю.Но это все ненормально.Государство должно быть заинтересовано в образованных членах общества.
    А дошкольное образование в России уже при последнем издыхании, качество подготовки детей к школе = 0. Скоро и школа это почувствует или уже чувствует.Разрыв между "хорошими" школами и обычными "районными" все увеличивается.
    Ирина, а что вы преподавали?

    ОтветитьУдалить
  6. Я преподавала французский и немецкий языки. :)
    А государство, мне кажется, уже не заинтересовано в образованных гражданах. Чем глупее человек, тем легче им управлять. Может, поэтому сейчас и ситуация такая в школах сложилась, и в России, и во Франции (про другие страны не знаю)...

    ОтветитьУдалить
  7. О , вам с языком полегче было при переезде.
    Это да, управлять легче, но ведь и экономику развивать надо.А для этого основная масса должна быть образованна.
    А в других странах точно также, за исключением может быть Японии,про нее ничего не знаю. А в Англии, Италии,Америке,Скандинавских странах у меня есть однокурсники и ситуация плачевная,нынешняя ситуация в России даже получше , чем там. Но и у нас учитель и воспитатель рассматривается как прислуга, а такая ситуация недопустима.

    ОтветитьУдалить
  8. Так, может, ситуация в России лучше потому, что русская экономика использует свои собственные трудовые ресурсы. А Франция свои предприятия открывает в других странах, где рабочая сила дешевле, и развивает свою экономику за счет китайцев, румын и других :) Так что своих вроде уже и учить не обязательно. А нужно просто форматировать, и вот это меня пугает больше всего.

    ОтветитьУдалить
  9. А поискать родителей единомышленников? И объединиться?В общем-то ребенку да и родителям достаточно общаться на любые темы с умными и образованными людьми, чтобы тянуться к знаниям и книгам, учиться мыслить самостоятельно. Это я собственно свой опыт описываю,мое детсво было богатым на встречи с интересными людьми, причем тогда я этого не осознавала,но это было и не важно свой след в уме и душе они оставили.Да, и сейчас стараюсь общаться с семьями , которым собственные дети интересны, ходим вместе в парк, на выставки, пусть дети общаются между собой, слушают наши разговоры.Что-то останется.

    ОтветитьУдалить
  10. Да за собственного ребенка я спокойна:) Она, как оловянный солдатик, уже больше 3-х лет успешно противостоит попыткам подогнать ее под стандарты.
    Меня просто настораживает то, что вообще имеет место быть эта тенденция в школе - учить думать в строго заданном направлении, когда дается дозированная информация (и кто составляет эти задания, они прекрасно осознают, что ученик за дополнительной не полезет - элементарно не хватает времени или просто не интересно), которая приводит в конечном результате к единстенно возможному, нужному выводу. Вот так, вроде и размышлять позволено, и в то же время никто за рамки не выходит:)
    Это я и называю форматированием.

    ОтветитьУдалить
  11. Знаете, читаю вас и вспоминаю собственных учителей, что они часто отвлекались от темы урока, чтобы поговорить о каких-либо событиях и донести до нас собственное видение проблемы, научить чему-то помимо физики или химии, и это тоже было важно.У дочери таких учителей уже мало, в основном "старая гвардия" учителя советской школы, молодые стараются не говорить на отвлеченные темы. А во Франции такие учителя есть, которые не скрывают от учеников свою гражданскую позицию или все строго в рамках урока?

    ОтветитьУдалить
  12. Нет, здесь все в рамках, по крайней мере нам таких не встречалось. Вот совсем свежий пример, очень наглядный. В программе по истории в сентябре были сделаны срочные изменения - включено 2 часа на оценку событий в Ливии (вот кто мне объяснит, зачем?). Деткам предложена официальная версия, очень скупая на информацию и объяснения, целиком и полностью оправдывающая (кто бы сомневался?) действия французского президента и НАТО. Я знаю учителя истории как далеко неглупого человека и не думаю, чтобы она была согласна с этой версией, даже уверена, что не согласна. Однако, никаких личных комментриев, никаких даже самых осторожных предположений о том, что еще далеко не все закончено и все еще может оказаться не так, как это преподносится сейчас. Вот так.

    ОтветитьУдалить
  13. Да, очень жаль. Когда мы жили на Украине наша учительница все сложные и спорные темы , вроде голодомора, отдавала на рассмотрение семьи и родителей. Она вынуждена была раздавать всякие буклеты и т.д. и предупреждала родителей , что мы сами должны поговорить на эти темы дома так как мы считаем нужным. Хотя конечно далеко не все учителя так поступали.

    ОтветитьУдалить
  14. Вам повезло с учительницей. Даже один такой учитель на всю школу - уже хорошо. А если это еще и учитель истории, то вообще замечательно. По крайней мере дети поймут и запомнят, что не всегда официальная версия является истиной в последней инстанции.

    ОтветитьУдалить
  15. Да, и нужно сказать что я знаю многих учителей на Украине, которые вели себя подобным образом. Были те кто отказывался вести уроки на украинском и не потому, что были против украинского, а чтобы не пострадал уровень преподавания, они считали , что обязаны дать максимум знаний своим ученикам.При этом они теряли часть денег, т.к. за украинский доплачивали , а за русский нет. Если видели, что учебник слабый , то просили родителей купить другой и преподавали по нему. Хотя в случае ,если бы это вскрылось у них было бы много неприятностей.

    ОтветитьУдалить
  16. Вот и я много видела учителей, которые работали и работают не просто, чтоб зарплату получить (да и сколько там, эта зарплата...). И поэтому становится даже не обидно, а смешно, когда начинают ругать нашу школу, говоря при этом "а вот на Западе..." Нет, здесь тоже есть неплохие учителя, но все-равно как-то не так все.

    ОтветитьУдалить
  17. Наверное, все познается в сравнении. Мы уже привыкли и перестали ценить то, что имеем.
    А вообще я считаю, что зря наши партийные руководители прошлого ограничивали поездки за рубеж. Тогда не мы , а Запад установил бы железный занавес и все могло бы быть по другому.

    ОтветитьУдалить