Я обещала рассказать про французскую школу. Хотела просто поделиться впечатлениями, своими, дочкиными. Потом подумала и решила, что найдутся люди, которые мне не поверят, скажут, что выдумываю, что сгущаю краски, что такого в европейской школе быть просто не может. Поэтому покопалась в почте и нашла вот это обращение к родителям, которое нам прислали наши знакомые.
Оно на французском, естественно. Я перевела основное, главное. Как раз то, что дает общее представление о французском образовании. Чтобы потом мои рассказы не казались глупой выдумкой.
« С 1980 года расходы на образование повысились на 60 миллиардов евро в то время, как число учеников уменьшилось на 600 000.
И если в школах сейчас есть проблемы, то связны они в первую очередь с программами, с навязываемыми методиками преподавания, и бессмысленными педагогическими нововведениями.
Но профсоюзы все сводят к вопросу финансирования, их уже не заботит ОБРАЗОВАНИЕ детей. За 40 лет они нанесли большой ущерб как национальному образованию, так и преподавателям.
И главные жертвы такой политики, конечно же, дети.
При помощи забастовок, манифестаций, других способов давления синдикаты добились ежегодного увеличения бюджета для Национального образования. Большинство преподавателей и родителей считают, что это положительно сказывается на преподавании. Что эти деньги улучшают уровень обучения.
На самом деле деньги тратятся на содержание 126 915 чиновников, не работающих в школах, т.е. « администрации » нац.образования, сидящей в конторах и в глаза не видевшей учеников
Поэтому финансирование является приоритетным вопросом для профсоюзов.
С тем количеством учителей, которое есть на данный момент, в классах должно быть не более 14-ти учеников. На самом деле классы переполнены. Почему так получается ? Причина – в плохом управлении кадрами, расписаниях уроков, опциях…. И особенно в том, что тысячи учителей пользуются своим правом быть освобожденными от преподавания потому, что они занимаются профсоюзными делами.
Сейчас синдикаты призывают к забастовке, так как министр образования сокращает в этом году 16 000 рабочих мест для учителей, в следующем году предусмотрено сократить еще столько же. Но простая математика говорит, что, чтобы прийти хотя бы к 16 ученикам на одного учителя, надо продолжать эти сокращения до 2018 ( !) года.
Таким образом, « нехватка учителей », оправдывающая забастовки и понижение уровня образования, ни что иное, как простое алиби, придуманное профсоюзами , чтобы скрыть свою некомпетентность.
Они не перестают поощрять разные эксперименты в обучении, принимая наших детей за подопытных животных, а учителей за флюгеры, подчиняющиеся их воле.
Многие родители думают, что даже если не все идет, как надо, французская школа работает неплохо по сравнению с другими странами.
Да, она работала так до начала 90-х годов.
А с 1995 уровень нашей школы падает со скоростью, вызывающей беспокойство. Речь идет не только о школах в проблемных кварталах, нет, это верно для всех школ в целом. Об этом говорят следующие цифры :
- 30% учеников после 18 лет образования плохо читают. То есть ежегодно 240 000 молодых выпускников с трудом могут прочитать дорожные указатели или инструкции к бытовым приборам
- в течение последних 15-ти лет принимающим экзамен (BAC) даются указания завышать оценки ученикам. Это единственный способ для поддержания на прежнем уровне количества бакалавров, который нашла система нац. образования. Поэтому диплом о среднем образовании не имеет больше никакого веса при поиске работы.
- Если дать диктант экзамена по фрацузскому языку за 1975 год нынешним выпускникам, половина из них получили бы за него 0/20.
- Математика как предмет, которая когда-то была сильной стороной нашего образования, находится сейчас в беспрецедентном кризисе. »
В заключении предлагается подписать петицию в поддержку следующих требований :
"- дать возможность детям учиться читать, писать и считать, используя проверенные методики обучение
- упразднить единый коллеж
- вернуться к настоящему бакалавриату (то есть экзамен должен проходить строго, без поблажек)
- гарантировать качественное профессиональное преподавание."
Да, неладно что-то в Датском Французском королевстве…
Я тебе верю. Когда мы жили во Франции, я общалась с девочками, у которых есть детки. Так вот у меня сложилось очень плохое впечатление об их школьном образовании. Ни тебе домашних заданий, на некоторых уроках они не понятно чем занимаются и то, что наши дети учат в 3 классе, они учат гораздо позже.
ОтветитьУдалитьЕсли такое происходит во Франции, что же тогда говорить об Италии...
Ой, мамочки!Как грустно.Но спасибо Ирина за Ваш рассказ. Но печальнее всего, что схожие процессы идут в России и на Украине. Причем в последней гораздо быстрее.А в России радует то, что находятся люди которые предупреждают о последствиях подобных действий и требуют изменений, вот только будут ли они. Похоже объединение заинтересованных родителей с целью дать своим детям образование единственный выход.
ОтветитьУдалитьОй, Ален, ты знаешь, дочка начальную школу закончила в России. Так она потом здесь 2 года баклуши била, потому что все, что они проходили на тот момент, она уже знала из начальных классов. Это, конечно, дало ей возможность подтянуть в спокойной обстановке французский, но... как-то ненормально это на мой взгляд.
ОтветитьУдалитьВы правы, грустно становится, когда у детей нет возможности получить нормальные знания. А про Россию я знаю хорошо - я 12 лет отработала в нашей школе.:) И, действительно, в такой ситуации надо начинать родителям как-то действовать. И мне кажется, русские родители быстрее что-то сделают, тогда как здесь... вот даже не знаю...
ОтветитьУдалитьДа,уже делаем.Опчлачиваем курсы, репетиторов, если сами знаем какие-то предметы, то занимаемся с детьми и своими и соседскими,я во всяком случае так делаю.Но это все ненормально.Государство должно быть заинтересовано в образованных членах общества.
ОтветитьУдалитьА дошкольное образование в России уже при последнем издыхании, качество подготовки детей к школе = 0. Скоро и школа это почувствует или уже чувствует.Разрыв между "хорошими" школами и обычными "районными" все увеличивается.
Ирина, а что вы преподавали?
Я преподавала французский и немецкий языки. :)
ОтветитьУдалитьА государство, мне кажется, уже не заинтересовано в образованных гражданах. Чем глупее человек, тем легче им управлять. Может, поэтому сейчас и ситуация такая в школах сложилась, и в России, и во Франции (про другие страны не знаю)...
О , вам с языком полегче было при переезде.
ОтветитьУдалитьЭто да, управлять легче, но ведь и экономику развивать надо.А для этого основная масса должна быть образованна.
А в других странах точно также, за исключением может быть Японии,про нее ничего не знаю. А в Англии, Италии,Америке,Скандинавских странах у меня есть однокурсники и ситуация плачевная,нынешняя ситуация в России даже получше , чем там. Но и у нас учитель и воспитатель рассматривается как прислуга, а такая ситуация недопустима.
Так, может, ситуация в России лучше потому, что русская экономика использует свои собственные трудовые ресурсы. А Франция свои предприятия открывает в других странах, где рабочая сила дешевле, и развивает свою экономику за счет китайцев, румын и других :) Так что своих вроде уже и учить не обязательно. А нужно просто форматировать, и вот это меня пугает больше всего.
ОтветитьУдалитьА поискать родителей единомышленников? И объединиться?В общем-то ребенку да и родителям достаточно общаться на любые темы с умными и образованными людьми, чтобы тянуться к знаниям и книгам, учиться мыслить самостоятельно. Это я собственно свой опыт описываю,мое детсво было богатым на встречи с интересными людьми, причем тогда я этого не осознавала,но это было и не важно свой след в уме и душе они оставили.Да, и сейчас стараюсь общаться с семьями , которым собственные дети интересны, ходим вместе в парк, на выставки, пусть дети общаются между собой, слушают наши разговоры.Что-то останется.
ОтветитьУдалитьДа за собственного ребенка я спокойна:) Она, как оловянный солдатик, уже больше 3-х лет успешно противостоит попыткам подогнать ее под стандарты.
ОтветитьУдалитьМеня просто настораживает то, что вообще имеет место быть эта тенденция в школе - учить думать в строго заданном направлении, когда дается дозированная информация (и кто составляет эти задания, они прекрасно осознают, что ученик за дополнительной не полезет - элементарно не хватает времени или просто не интересно), которая приводит в конечном результате к единстенно возможному, нужному выводу. Вот так, вроде и размышлять позволено, и в то же время никто за рамки не выходит:)
Это я и называю форматированием.
Знаете, читаю вас и вспоминаю собственных учителей, что они часто отвлекались от темы урока, чтобы поговорить о каких-либо событиях и донести до нас собственное видение проблемы, научить чему-то помимо физики или химии, и это тоже было важно.У дочери таких учителей уже мало, в основном "старая гвардия" учителя советской школы, молодые стараются не говорить на отвлеченные темы. А во Франции такие учителя есть, которые не скрывают от учеников свою гражданскую позицию или все строго в рамках урока?
ОтветитьУдалитьНет, здесь все в рамках, по крайней мере нам таких не встречалось. Вот совсем свежий пример, очень наглядный. В программе по истории в сентябре были сделаны срочные изменения - включено 2 часа на оценку событий в Ливии (вот кто мне объяснит, зачем?). Деткам предложена официальная версия, очень скупая на информацию и объяснения, целиком и полностью оправдывающая (кто бы сомневался?) действия французского президента и НАТО. Я знаю учителя истории как далеко неглупого человека и не думаю, чтобы она была согласна с этой версией, даже уверена, что не согласна. Однако, никаких личных комментриев, никаких даже самых осторожных предположений о том, что еще далеко не все закончено и все еще может оказаться не так, как это преподносится сейчас. Вот так.
ОтветитьУдалитьДа, очень жаль. Когда мы жили на Украине наша учительница все сложные и спорные темы , вроде голодомора, отдавала на рассмотрение семьи и родителей. Она вынуждена была раздавать всякие буклеты и т.д. и предупреждала родителей , что мы сами должны поговорить на эти темы дома так как мы считаем нужным. Хотя конечно далеко не все учителя так поступали.
ОтветитьУдалитьВам повезло с учительницей. Даже один такой учитель на всю школу - уже хорошо. А если это еще и учитель истории, то вообще замечательно. По крайней мере дети поймут и запомнят, что не всегда официальная версия является истиной в последней инстанции.
ОтветитьУдалитьДа, и нужно сказать что я знаю многих учителей на Украине, которые вели себя подобным образом. Были те кто отказывался вести уроки на украинском и не потому, что были против украинского, а чтобы не пострадал уровень преподавания, они считали , что обязаны дать максимум знаний своим ученикам.При этом они теряли часть денег, т.к. за украинский доплачивали , а за русский нет. Если видели, что учебник слабый , то просили родителей купить другой и преподавали по нему. Хотя в случае ,если бы это вскрылось у них было бы много неприятностей.
ОтветитьУдалитьВот и я много видела учителей, которые работали и работают не просто, чтоб зарплату получить (да и сколько там, эта зарплата...). И поэтому становится даже не обидно, а смешно, когда начинают ругать нашу школу, говоря при этом "а вот на Западе..." Нет, здесь тоже есть неплохие учителя, но все-равно как-то не так все.
ОтветитьУдалитьНаверное, все познается в сравнении. Мы уже привыкли и перестали ценить то, что имеем.
ОтветитьУдалитьА вообще я считаю, что зря наши партийные руководители прошлого ограничивали поездки за рубеж. Тогда не мы , а Запад установил бы железный занавес и все могло бы быть по другому.
А что, вполне возможно! :)
ОтветитьУдалить